Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Удмуртский государственный университет» в городе Нижняя Тура
Общие сведения История Матиально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Контакты
 
     

О научной деятельности в филиале ФГБОУ ВПО УдГУ» в г. Нижняя Тура

 

Действующий федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» обращает внимание на необходимость интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки в том числе и с целью развития и совершенствования системы образования путем использования новых знаний и достижений науки. Основными задачами вузов в области научной деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении, разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения безопасности страны, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

В филиале ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура реализуется программа по формированию, научному и методическому сопровождению, стимулированию и реализации научно-исследовательского потенциала студентов филиала.

Внеучебная научно-исследовательская работа студентов, реализуется через участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах внутривузовского и вневузовского уровней. Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др.;

б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются основными научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. При выполнении этих форм самостоятельной работы студент показывает свои умения поиска литературы, ее конспектирования, анализа и обобщения подобранного материала, составления плана, структурирования научного исследования, оформления работы.

Процесс профессионально-личностного становления специалиста должен быть направлен на создание условий для саморазвития и самосовершенствование, активизации жизненной позиции, где главным направлением совершенствования содержания и структуры профессионального образования выступает исследовательская деятельность, как необходимая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме. Разработка проблемы стимулирования исследовательской деятельности студентов, высвобождение и использование творческого и интеллектуального потенциала обучающихся – все это способствует более успешному решению проблем образования в целом.

Стимулирование исследовательской деятельности студентов является важным аспектом профессиональной подготовки в учебных заведениях, так как, способствует более полному и целенаправленному приобретению студентами исследовательских навыков, облегчению процесса адаптации к будущей профессии, решает вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к активной профессиональной деятельности.

Условно формы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность  можно разделить на два вида. С одной стороны, это формы, которые позволяют развивать у студентов навыки самостоятельных научных исследований в рамках учебного процесса (рефераты, доклады, лабораторные работы, исследовательские задания в период практик, курсовые и дипломные работы и др.), где студенты осваивают аналитические, поисковые и синтезирующие элементы научной работы, в результате чего у них развиваются общие и специальные научные навыки проведения и обобщения результатов исследования, элементы критического мышления и комплекс творческих способностей личности. С другой стороны, особое значение должно уделяться внеаудиторной самостоятельной работе студентов. В нашей практике, накоплен свой фонд соответствующих технологий работы. Ведущая роль в руководстве научной самостоятельной работой студентов принадлежит преподавателям. Особо необходимо отметить работу талантливого и опытного преподавателя Людмилы Андреевны Захаровой. От роли руководителя и организатора на первом курсе она постепенно переходит к роли советчика и консультанта, что способствует продвижению студентов в учебе и научной работе, увеличивает их степень самостоятельности.

Наиболее значимым достижением 2012 года студенческой научной деятельности стало участие Анастасии Ноздриной (ГМУ) во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в 21 веке». Студентка лично представляла филиал в Москве на Всероссийском молодёжном фестивале осенью 2012 года.

Осенью 2012 года на базе филиала также прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и права». В конференции приняли участие гости из вузов Екатеринбурга: УрФУ, РГППУ, УГМА. Материалы межрегиональной научно-практической конференции были опубликованы, в том числе и работы студентов нашего филиала: Байковой Т.В. Конституционные гарантии права граждан на юридическую помощь, Галиева C.М. Сущность и принципы избирательного права, Калашниковой Ю.Н. Некоторые пробелы в правовом регулировании предвыборной агитации через электронные средства массовой информации, Ноздриной А.А. Грантовая деятельность как способ реализации социального проекта, Пироговой Е.В. Нормативно-правовая основа реализации собственниками многоквартирных домов своего права на управление имуществом, Яновской Е.И. Регулирование конфликта интересов на муниципальной службе.

Работы студентов Мухаметшиной Т.Р. и Ноздриной А.А были представлены на Областном конкурсе 2012 года на лучшую научную работу студентов высших и средних специальных учебных заведений Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки».

На Межвузовском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ «Актуальные проблемы административного права», организованном Институтом социологии и права ФГАОУ ВПО «РГППУ», конкурсная работа «Грантовая деятельность как способ реализации социального проекта» Ноздриной А.А. была отмечена дипломом победителя за лучшую научно-исследовательскую работу в номинации «Социальное государство». Конкурсная работа «Производство по привлечению несовершеннолетних к административной ответственности и формы профилактики, осуществляемые ПДН» Ержанковой О.В. также была отмечена на названном конкурсе в номинации «Административные производства». Мухаметшина Т.Р. получила диплом за 2 место в Межвузовском конкурсе студенческих проектов «Образовательное право».

Ежегодно студенты филиала представляют свои работы и в региональной научно-практической конференции учащихся, студентов и молодых учёных "Молодёжь и наука", которая последние годы проходит на базе Технологического института – филиал ФГАОУ ВПО «НИЯУ «МИФИ».

Традиционно филиал организует Межвузовский конкурс студенческих научно-исследовательских работ и студенческую олимпиаду по основам наук. При выполнении олимпиадных заданий студенты могут заявить о своих способностях в области знаний русского языка и английского языка, математики и истории.

 
сайт УдГУ
 г. Ижевск
Интернет-тестирование