Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» в городе Нижняя Тура |
|||||||||||
|
|
Матиально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса |
|
||||||||
О научной деятельности в филиале
ФГБОУ ВПО УдГУ» в г. Нижняя Тура
Действующий федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» обращает внимание на необходимость интеграции высшего и
послевузовского профессионального образования и науки в том числе и с целью
развития и совершенствования системы образования путем использования новых
знаний и достижений науки. Основными задачами вузов в области научной
деятельности являются выполнение фундаментальных и прикладных научных
исследований, использование новейших научных достижений и технологий в обучении,
разработка наукоемких проектов в интересах развития экономики и обеспечения
безопасности страны, повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся,
подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.
В филиале ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура реализуется программа по
формированию, научному и методическому сопровождению, стимулированию и
реализации научно-исследовательского потенциала студентов филиала. Внеучебная научно-исследовательская работа студентов, реализуется через участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах внутривузовского и вневузовского уровней. Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования: а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др.; б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);
в) умение доложить
результаты исследования и подготовить их к
опубликованию.
Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются основными научными
исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. При
выполнении этих форм самостоятельной работы студент показывает свои умения
поиска литературы, ее конспектирования, анализа и обобщения подобранного
материала, составления плана, структурирования научного исследования, оформления
работы.
Процесс профессионально-личностного становления специалиста должен быть
направлен на создание условий для саморазвития и самосовершенствование,
активизации жизненной позиции, где главным направлением совершенствования
содержания и структуры профессионального образования выступает исследовательская
деятельность, как необходимая характеристика личности, входящая в структуру
представлений о профессионализме. Разработка проблемы стимулирования
исследовательской деятельности студентов, высвобождение и использование
творческого и интеллектуального потенциала обучающихся – все это способствует
более успешному решению проблем образования в целом.
Стимулирование исследовательской деятельности студентов
является важным аспектом профессиональной подготовки в учебных заведениях, так
как, способствует более полному и целенаправленному приобретению студентами
исследовательских навыков, облегчению процесса адаптации к будущей профессии,
решает вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к
активной профессиональной деятельности.
Условно формы вовлечения
студентов в научно-исследовательскую деятельность
можно разделить на два вида. С одной стороны, это формы, которые
позволяют развивать у студентов навыки самостоятельных научных исследований в
рамках учебного процесса (рефераты, доклады, лабораторные работы,
исследовательские задания в период практик, курсовые и дипломные работы и др.),
где студенты осваивают аналитические, поисковые и синтезирующие элементы научной
работы, в результате чего у них развиваются общие и специальные научные навыки
проведения и обобщения результатов исследования, элементы критического мышления
и комплекс творческих способностей личности. С другой стороны, особое значение
должно уделяться внеаудиторной самостоятельной работе студентов. В нашей
практике, накоплен свой фонд соответствующих технологий работы.
Ведущая роль в
руководстве научной самостоятельной работой
студентов
принадлежит
преподавателям. Особо необходимо отметить работу талантливого
и опытного преподавателя Людмилы Андреевны Захаровой.
От роли руководителя и организатора на первом курсе она
постепенно переходит
к роли советчика и консультанта, что способствует продвижению студентов в учебе и научной работе,
увеличивает их степень самостоятельности.
Наиболее
значимым достижением 2012 года студенческой научной деятельности стало участие
Анастасии Ноздриной (ГМУ) во
Всероссийском
открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня
оценят в 21 веке». Студентка лично представляла филиал в Москве на Всероссийском
молодёжном фестивале осенью 2012 года.
Осенью 2012 года на базе филиала также прошла
межрегиональная научно-практическая конференция
«Актуальные
вопросы
экономики, менеджмента и права». В конференции приняли участие гости из вузов
Екатеринбурга: УрФУ, РГППУ, УГМА.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
были
опубликованы, в том числе
и работы студентов нашего филиала:
Байковой Т.В. Конституционные гарантии права граждан на юридическую помощь,
Галиева C.М. Сущность и принципы избирательного права,
Калашниковой Ю.Н. Некоторые пробелы в правовом
регулировании предвыборной агитации через электронные средства массовой
информации,
Ноздриной А.А. Грантовая деятельность как способ
реализации социального проекта,
Пироговой Е.В.
Нормативно-правовая основа реализации собственниками многоквартирных домов
своего права на управление имуществом,
Яновской Е.И.
Регулирование конфликта интересов на муниципальной службе.
Работы студентов Мухаметшиной Т.Р. и Ноздриной А.А были представлены на
Областном конкурсе 2012 года на лучшую научную работу студентов высших и средних
специальных учебных заведений Свердловской области «Научный Олимп» по
направлению «Гуманитарные науки».
На Межвузовском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ «Актуальные
проблемы административного права», организованном Институтом социологии и права
ФГАОУ ВПО «РГППУ», конкурсная работа «Грантовая деятельность как способ
реализации социального проекта» Ноздриной А.А. была отмечена дипломом победителя
за лучшую научно-исследовательскую работу в номинации «Социальное государство».
Конкурсная работа «Производство по привлечению несовершеннолетних к
административной ответственности и формы профилактики, осуществляемые ПДН»
Ержанковой О.В. также была отмечена на названном конкурсе в номинации
«Административные производства». Мухаметшина Т.Р. получила диплом за 2 место в
Межвузовском конкурсе студенческих проектов «Образовательное право».
Ежегодно студенты филиала представляют свои работы и в
региональной научно-практической конференции учащихся, студентов и молодых
учёных "Молодёжь и наука", которая последние годы проходит на базе
Технологического института – филиал ФГАОУ ВПО «НИЯУ «МИФИ».
Традиционно филиал организует Межвузовский конкурс студенческих
научно-исследовательских работ и студенческую олимпиаду по основам наук. При
выполнении олимпиадных заданий студенты могут заявить о своих способностях в
области знаний русского языка и английского языка, математики и истории. |
|
||||||||||